Екатерина Шугрина выступила на заседании Совета по местному самоуправлению при полномочном представителе Президента РФ в ЮФО

Екатерина Шугрина выступила на заседании Совета по местному самоуправлению при полномочном представителе Президента РФ в ЮФО
Дата новости: 
среда, 22 октября 2025

22 октября 2025 года под руководством Владимира Гурбы, заместителя полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе, состоялось заседании Совета по вопросам местного самоуправления при полномочном представителе Президента РФ в ЮФО. На Совете обсуждался широкий круг вопросов по переходу к новому правовому регулированию отношений в области организации системы местного самоуправления в связи со вступлением в силу Федерального закона от 20 марта 2025 г. № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».

С приветственным словом к присутствующим обратились Евгений Грачев, заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике, и Ирина Гусева, Сопредседатель Высшего Совета Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления.

С докладами выступили Алексей Артамонов, заместитель начальника Главного управления Минюста России по Ростовской области, а также представители органов публичной власти субъектов РФ, входящих в Южный федеральный округ.

Приняла участие в заседании и выступила с первым докладом. Озвучила некоторые результаты мониторинга законов, принятых во исполнение нового закона, который по поручении полпредства проводила ранее. Общий вывод неутешительный – новых законов почти нет. Даже законы о новом порядке избрания глав муниципальных образований есть только в Ростовской и Волгоградской областях. Имеющиеся законы (например, законы о взаимодействии с советами муниципальных образований субъектов РФ), не регулируют весь круг вопросов, обозначенных в Федеральном законе № 33-ФЗ. Органы государственный власти субъектов РФ получили большой набор инструментов не только по управлению территорией субъектов РФ, но и по влиянию на деятельность органов местного самоуправления. Например, глава муниципального образования может возглавлять местную администрацию в соответствии с законом субъекта РФ (ч. 3 ст. 19). В этой связи обратила внимание присутствующих на то, что добросовестные органы местного самоуправления становятся заложниками ситуации и зависят от тех решений, которые принимаются на региональном уровне. Право органов местного самоуправления осуществлять опережающее правовое регулирование (принятие собственных нормативных правовых актов в условиях отсутствия закона субъекта РФ) правоприменительная практика не поддерживает.

К числу вопросов, по которым органы местного самоуправления могут осуществлять собственное правовое регулирование при наличии законов субъектов РФ (на основании и в соответствии с ними), в частности, относятся следующие:

  • в случае сохранения двухуровневого местного самоуправления должен быть принят закон, отражающий соответствующие намерения (ч. 7 ст. 9); в случае перехода на одноуровневое местное самоуправление должен быть принят закон о критериях создания территориальных подразделений местной администрации (ч. 17 ст. 22);
  • о взаимодействии органов государственной власти субъектов РФ и советов муниципальных образований, в т.ч. регулирующие особенности подготовки регионального доклада о состоянии местного самоуправления (ч. 6 ст. 76); участие СМО в выдвижении кандидатуры на должность главы муниципального образования (ч. 8 ст. 19); особенности подготовки заключения СМО при наделении органами местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (ч. 8. ст. 34); особенности участия СМО в процедуре отрешения от должности главы муниципального образования (ч. 24 ст. 21);
  • об особенностях правового статуса главы муниципального образования, в том числе связанного с избранием главы муниципального образования (ч. 2 ст. 19 и ч. 2 ст. 88), замещением государственной должности субъекта РФ (ч. 20 ст. 19 и ч. 5 ст. 26).
  • об особенностях использования ВКС (ч. 4 ст. 4); право представительного органа участвовать в формировании местной администрации (ч. 20 ст. 22).
  • об особенностях участия граждан в местном самоуправлении, в т.ч. проведения схода граждан (ч.ч. 1, 6 ст.45), опроса граждан (ч. 5 ст.46), публичных слушаний и общественных обсуждений (ч. 5 ст. 47), собраний граждан (ч. 9 ст.48); должны быть урегулированы меры государственной поддержки территориального общественного самоуправления (ч. 16 ст. 50); отдельные вопросы, связанные с инициативными проектами и сельскими старостами (ст. 49, 51).

 

Более подробная информация о мероприятии http://www.ufo.gov.ru/press/events/2243/